За несколько лет Россия превратилась из импортера сигарет в экспортера

За несколько лет Россия превратилась из импортера сигарет в экспортераНесмотря на все старания пропагандистов здорового образа жизни, Россия по-прежнему остается страной курильщиков. Количество курильщиков и уровень потребления табака в нашей стране постоянно растут. На сегодняшний день курят 60 процентов мужчин и 15 процентов женщин, а стало быть, у табачной индустрии есть рынок сбыта. О том, как сегодня обстоят дела в отрасли, наш корреспондент попросил рассказать генерального директора Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» Вадима Желнина.

Кризис влияет на табачный рынок прежде всего через ограничение платежеспособного спроса потребителей. Рост курса доллара по отношению к рублю также имеет значение, так как табак в России не растет, первичное сырье у нас импортное, и рост курса доллара повышает себестоимость. Поэтому влияние кризиса должно проявляться, во-первых, в смещении спроса в более низкие ценовые сегменты и, во-вторых, в повышении издержек производителей.

Сейчас мы еще не располагаем полным набором статистических данных, чтобы уверенно описать эти тенденции. Можно только сказать, что общий объем производства сигарет по сравнению с прошлым годом за первые четыре месяца практически не изменился.

Во времена СССР собственное производство сигарет покрывало только 50 процентов потребностей рынка, остальное — импорт, в основном из Болгарии. Общепризнанные в мире марки сигарет можно было купить по редкой случайности, за очень большие по тем временам деньги. В начале 1990-х в Россию пришли международные компании, которые модернизировали российские фабрики, построили новые. Этот процесс еще не был завершен к 1998 году, сохранялась высокая доля импорта, и поэтому тогда цены на сигареты сразу резко выросли вслед за долларом. К середине 2000-х процесс модернизации завершился, Россия из импортера сигарет стала экспортером, и зависимость цен на российском рынке от курса доллара стала намного слабее.

Как известно, рыночная цена формируется в процессе сложного взаимодействия издержек производителей и платежеспособного спроса потребителей. Номинальный уровень цен, конечно, зависит и от инфляции.

Рост цен на табачные изделия постоянно происходил и до кризиса из-за инфляции и повышения ставок акциза. В условиях растущей экономики рост цен на отдельные марки сопровождался смещением спроса в более высокие ценовые сегменты.

Благодаря тому, что на российском табачном рынке представлен очень широкий ассортимент сигарет, уменьшение платежеспособного спроса приводит не к снижению цен на конкретную марку, а к переходу потребителя на более дешевые марки. В нынешней ситуации рост издержек (повышение курса доллара, рост акцизов) и инфляция превалируют, и номинальные цены на конкретную марку сигарет растут. Таким образом, наоборот, наблюдается тенденция к переходу от высоких ценовых категорий к более низким. С другой стороны, повышение акцизов может привести к тому, что производство сигарет в низких ценовых категориях станет нерентабельным, и самые дешевые сорта сигарет исчезнут с рынка.

До 2007 года лидером российского рынка, как и во многих других странах, была компания «Филип Моррис». В 2007 году произошла одна из крупнейших в истории мирового табачного рынка сделок: компания «Джапан тобакко» приобрела компанию «Галлахер». В результате этой сделки в России компания «Джапан тобакко» к фабрике «Петро» присоединила фабрику «Лиггетт — Дукат» и стала крупнейшим на российском рынке производителем сигарет.

Сейчас на российском рынке около 90 процентов продукции производится фабриками, принадлежащими четырем крупнейшим международным компаниям. К сожалению, часто это подается как негативный факт и приходится слышать высказывания типа: «Все поделили между собой иностранные компании и выкачивают деньги из России». В действительности ситуация такова.

Во-первых, не только в России, но и во всем мире доминируют крупнейшие международные компании. Наоборот, Россию отличает тот факт, что по крайней мере три российские компании — «Донской табак», «Нево-табак» и Погарская сигаретно-сигарная фабрика — смогли вывести производство на современный мировой уровень, успешно конкурируют с международными гигантами и удерживают около 10 процентов российского рынка. Для сравнения, на Украине доля международных компаний составляет около 99 процентов.

Во-вторых, международные компании принесли в Россию около 5 миллиардов долларов прямых инвестиций, создали современное табачное производство, перевели Россию из разряда одного из крупнейших импортеров в заметного на мировом рынке экспортера табачных изделий. Следует подчеркнуть, что продукция международных компаний производится в России, налоги перечисляются в российский бюджет, на фабриках работают россияне, получают зарплату, которая значительно превосходит среднюю по стране, и имеют высокий уровень социального обеспечения

Оставить комментарий

ConCentre - предприятия и производство © 2017