В тесноте и в обиде

В тесноте и в обидеВ июле Госдума приняла поправки к Налоговому кодексу, согласно которым с 2007 года увеличатся акцизы на сигареты. Новые ставки представляют собой смешанную систему из специфической и адвалорной составляющей. На сигареты с фильтром акциз составит 100 руб. за 1000 шт. плюс 5% от максимальной розничной цены (МРЦ), но не менее 115 руб. за 1000 шт. На сигареты без фильтра и папиросы — 45 руб. за 1000 шт. плюс 5% от МРЦ, но не менее 60 руб. за 1000 шт.

В настоящий момент продолжает действовать комбинированная система акциза: 78 руб. за 1000 шт. плюс 8% фабричной отпускной цены для сигарет с фильтром и 35 руб. за 1000 штук плюс 8% — для сигарет без фильтра. По мнению разработчиков нового законодательства, данная схема неэффективна, поскольку позволяет производителям избежать уплаты значительной части налога путем искусственного занижения отпускных цен.

Новые правила особенно сильно ударят по производителям дешевых сигарет (до 12 руб. за пачку), которые могут подорожать на 20%. Цены на более дорогие сигареты повысятся всего на 5 — 10%. «Для потребителей „Примы“, „Астры“, „Беломорканала“ столь существенное подорожание — серьезная проблема», — комментирует Максим Королев.

Некоторые участники рынка утверждают, что законопроект об увеличении акцизов пролоббировали транснациональные компании, основу ассортимента которых составляют дорогие сигареты. «В ценовой войне побеждает тот, у кого больше ресурсов. И выгодна новая политика таким производителям, как ВАТ и Philip Morris», — говорит заместитель исполнительного директора по финансам «Донского табака» Сергей Сапотницкий. Когда сигареты подорожают, потребитель окажется перед выбором: переплачивать за «Приму» или добавить рубль и купить, например, батовские «Яву» или Viceroy».

Эксперты считают, что следующий год станет переломным для табачной отрасли. Начнутся ценовые войны, которые приведут к уходу с рынка большей части производителей второго эшелона. Например, представители Погарской табачной фабрики уже заявили о намерении переключиться на выпуск курительного или кальянного табака.

Разгромив мелких производителей, BАТ, JTI и Philip Morris смогут наращивать доли, только отбирая их друг у друга, и тогда борьба между ними станет еще более жесткой. Недавно глава JTI Хироси Кимура заявил о намерении увеличить в течение 3 — 4 лет производство сигарет в России на 40%, до 100 млрд сигарет в год. Ранее подобные планы озвучивали представители Philip Morris и BAT. Таким образом, через несколько лет совокупная доля крупнейших игроков увеличится с 60% до 90%. И тогда между ними начнется настоящая конкурентная война.

Впрочем, еще раньше лидеры, возможно, столкнутся с неожиданной проблемой. «При новой акцизной политике на нашем рынке могут появиться контрафактные сигареты, — считает Сергей Сапотницкий. — Опыт показывает: чем серьезнее налоговое давление на какую-то группу продуктов, тем больше соблазна не платить налог».

По мнению Максима Королева, скорее всего в России начнут действовать нелегальные производители дешевых сигарет (до 8 рублей за пачку). Потребность в такой продукции есть, а платить за нее акциз невыгодно. Корпорации BАТ, JTI и Philip Morris вполне могут оказаться в положении крупных водочных компаний, которые вынуждены конкурировать не столько между собой, сколько с поставщиками дешевого контрафакта.

Оставить комментарий

ConCentre - предприятия и производство © 2018