Русская история фарфора

Русская история фарфораИзобретателем русского фарфора стал Дмитрий Виноградов. Как это часто бывает с талантливыми людьми всех времен и народов, свой жизненный путь Дмитрий Иванович закончил в кандалах.

С детства обладая уникальными способностями, Виноградов был определен в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, из которой 12 лучших учеников в 1735 году были направлены в Петербургскую Академию наук. На следующий год трех лучших учеников Академии, в числе коих оказались Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов, направили на учебу в Марбургский университет, где им надлежало изучать химическую науку, горное дело, естественную историю, физику, геометрию, механику, гидравлику и гидротехнику.

В феврале 1744 года Виноградов вернулся в Россию и по указу императрицы Елизаветы Петровны был направлен на только что основанную под Петербургом порцелиновую мануфактуру. Кстати, слово «фарфор» происходит из арабского языка и означает «императорский», в Европе же фарфор именовали порцелином, как и ископаемую обожженную глину. К тому времени фарфор в Старом Свете уже производился на трех мануфактурах, стоил баснословных денег, а секрет его производства составлял государственную тайну.

Свою деятельность Виноградов начал с проведения огромного числа экспериментов — необходимо было создать не только рецепт фарфора и подобрать режим обжига, но и разработать глазурь для росписи фарфоровых изделий. Первые удачные образцы были получены им в 1746 году, а самый ранний предмет, изготовленный самим Виноградовым и сохранившийся в Музее порцелиновой мануфактуры, датирован 1748 годом. Как оказалось позднее, качество виноградовского фарфора ничем не уступало мейсенскому.

Начиная с малых форм — табакерок, чашек и т.д., завод постепенно переходил на производство чайных и столовых сервизов, фигурок людей и животных, ваз и вазонов. Хотя производство и популярность изделий мануфактуры только росли, условия работы Дмитрия Ивановича ничуть не изменились. Более того, чтобы избежать утечки информации, Виноградова посадили на цепь и определили ему постоянный надзор. В таких условиях ученый и работал до самой своей смерти в 1758 году. От роду ему было всего 38 лет. Где похоронен человек, открывший секрет российского фарфора и создавший его производство в России, до сих пор не установлено.

Со вступлением на российский трон императрицы Екатерины II порцелиновая мануфактура была реконструирована и стала именоваться Императорским фарфоровым заводом.

Познакомиться с историей Императорского фарфорового завода, уникальными экспонатами, пройти мастер-класс по росписи можно на заводе, расположенном на берегу Невы, на том же самом месте, что и 268 лет назад. Правда, это уже не пригород, а окраина Санкт-Петербурга.

Музей при заводе был учрежден указом императора Николая I по случаю 100-летия основания порцелиновой мануфактуры в 1844 году. К его открытию была изготовлена дверь со вставками из фарфора и созданы сервизы в так любимом императором готическом стиле. Тогда же появилась традиция не только показывать собрание музея именитым гостям, но и проводить для них мастер-классы. При Николае I фарфор, изготовленный на заводе, начали клеймить двуглавым орлом, а на изделия, предназначенные для царского двора, ставить монограмму правившего монарха.

В годы царствования Николая II (1894-1917) была создана серия «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурная серия «Народы России».

Всего в экспозиции музея хранится свыше 30 тысяч экспонатов отечественного и западноевропейского фарфора, керамики, стекла, редких изданий по фарфору и рисунков, в том числе изделия, на которых стоит метка самого Дмитрия Виноградова, замечательные образцы мейсенского фарфора из Большого сервиза ордена Андрея Первозванного, состоявшего из нескольких сотен предметов, образцы выпуска берлинской мануфактуры, фарфор из Франции, Австрии и т.д.

В разделе, посвященном русскому фарфору в период его расцвета с 1762 по 1801 годы, представлены заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Последним набором XVIII века был сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора.

При Александре I появился так называемый гурьевский фарфор в стиле ампир, с его характерной красной глазурью и золочением.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), а его мастера начали работать в новом стиле росписи — агитационный фарфор стал революционным по содержанию и идейным по форме. Этот период, пожалуй, стал одним из самых примечательных в истории декоративно-прикладного искусства Советской России. Меж тем с фарфором 20-х годов связаны имена Кустодиева, Петрова-Водкина, Малевича и Кандинского.

Оставить комментарий

ConCentre - предприятия и производство © 2019